Закрыть ... [X]

Сергей Курбатов: зимний акварельный марафон "Такая разная зима!"


Добавлено 7 августа 2016
Такая разная акварель

Такая разная акварель

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В предыдущем посте  довольно часто поднимался вопрос работы с акварелью. Акварель, к моей огромной радости, переживает сейчас свой самый блестящий comeback. У меня много мыслей по этому поводу, поэтому я их вынесла в отдельный пост.

С акварелью меня связывают уже довольно долгие годы противоречивых отношений. Спасибо мамуле, что впервые я соприкоснулась с этим материалом в возрасте порядка 4-5 лет. В 6 лет меня определили в художественную школу, в которую я ходила с большим удовольствием “аж” до 6 класса. Акварель там была почти единственным и постоянным спутником учеников. Потом был довольно продолжительный перерыв, и к акварели я вернулась в нежные 18 лет, когда иллюстрировала свою первую коммерческую детскую книгу – сказку по физике – для корифеев домашнего обучения Ольги Ленонидовны Соболевой и Василия Валентиновича Агафонова (metodika.ru). Причём использовала акварель совершеннго иначе – предельно декоративно с большим количеством белил, что сильно отличалось от того, чему меня учили. Но и за это она меня простила.

Перерывы в работе акварелью случались периодически, но каждый раз я возвращалась к ней и как будто влюблялась заново. Вопреки расхожему мнению, что акварелью даже дети могут рисовать (якобы поэтому её предпочитают в школе – из-за простоты), акварель – очень сложный и капризный материал. Не удивительно, что так многие не могут совладать с ней, но упорно держатся за мысль, что если даже дети умеют, значит всё куда проще, чем кажется. А они НЕ умеют, на самом деле. Акварель удобна своей компактностью и отсутствием запаха – поэтому её приварили к школьному образованию. В немецких школах, к примеру, водится ещё большая дикость – плакатная гуашь “Пеликан” в кюветах, и делай с ней, что хочешь – одно, простите, какаЖка получается. У моего ребёнка трояк по рисованию в школе, хотя дома он потрясающие вещи ваяет! А всё потому, что в школе его заставляют рисовать плохорастворимой плакатной гуашью на бумаге принтерного качества каких-то клоунов и тюльпанчики по шаблону. Без комментариев, как говорится. Деть даже как-то принёс двойку по рисованию, потому что взялся перечить учительнице. Мол, акварелью (в тот день была акварель по программе) нужно на правильной плотной бумаге рисовать (мама так научила, да), и он не собирается стараться на бумажке из принтера. “Садись два!” – сказала учительница. Пришлось выдать ему с собой блокнот вменяемой акварельной бумаги в школу. Из него он за весь год не потратил ни листика – так и протаскал в портфеле! Как оказалось, учительница просто запретила её использовать. Нужно быть как все и выполнять инструкции. Все не понимают (включая учительницу), и надо делать так, как НЕ понимают! Чего уж там. Школа, она такая колыбель нашей жизни – обхохочешься. Но вообще я не об этом.

Итак, акварель. Она – капризная дива, водохлёб и плутовка. Иногда она сдержанная, воспитанная леди. Иногда её несёт. Иногда она ранимая и меланхоличная. Она непредсказуемая, необузданная, но и скромная, кроткая, нежная. Она привередлива – любит только хорошие сорта бумаги, натуральные кисти, хорошие пигменты и только чистую воду. Она ожидает, что к ней будут относиться с любовью, терпением и почтением. Вы, наверное, заметили, что я уже которым предложением пытаюсь неуклюже признаться ей в любви 🙂 А всё потому, что вышла на новый виток понимания этого материала и что он для меня означает.

John Singer Sargent
John Singer Sargent – Escutcheon of Charles V of Spain, 1912, Watercolor and graphite on white wove paper, 12 x 18 in. (30.5 x 45.7 cm).


Ещё в прошлом году мне казалось, что я всё поняла про акварель. Казалось, что акварелью нужно, как это говорил акварелист Игорь Сава, к которому я попала в прошлом году на городской пленэр в Риме, жахать! То есть верх мастерства – это когда получается двумя штрихами передать форму, всё живописно, всё растекается, всё такое лёгкое жах-бах – готов шедевр!

Ниже работы Игоря Сава

Я очень люблю и работы Игоря Сава, и работы Йозефа Збуквича, и работы ряда других художников, которые работают акварелью смело, размашисто – словом, жахают. Но почему-то ни одна из размашистых манер изображения популярных на сегодняшний день акварелистов не прилипла ко мне. Каждый раз, когда я пыталась рисовать так же, я вдруг замечала, что лично меня напрягают примерные формы и очертания домов – я люблю графическую точность. Причём я же понимаю, что такая манера работы акварелью часто продиктована пленэрными условиями. Времени ведь реально мало – свет уходит и постоянно меняется. Надо действовать очень быстро. Но реально часто художники и в студийных условиях так работают!

Ниже работы Йозефа Збуквича

Я поняла, что в общем-то в моих работах меня напрягают люди-зомби, как в акварелях Збуквича – мне нужны люди с лицами и эмоциями. Меня напрягают одни и те же придуманные цвета (ради узнаваемости палитры художника), в то время, как реальность везде разная. Да вообще много чего напрягает. И тут вдруг подумалось:”А чего это я такая влюблённая напряжённая?”

Выходит, мне нравится смотреть на работы размашистых художников, но совершенно не нравится, когда я сама работаю в подобной технике. У меня это примерно как с собачками. Они мне так нравятся – прямо ми-ми, но ходить с ними 10 раз в день на прогулку, мыть, чесать, клещей вытаскивать и выносить вонь из пасти – спасибо нет. Я, можно, со стороны полюбуюсь за лучшим другом человека?

Я поняла, что акварель – она элементарно откликается на темперамент художника. И что мне теперь, убиться веником, что я спокойный, рассудительный, но в то же время весёлый человек? Кто сказал, что только динамичное достойно внимания и почтения, что оно секси и вообще является верхом совершенства? Только потому, что это в сию секунду модно? Лично для меня стабильное, сочное и живое – секси. А всё остальное – “спасибо, я со стороны полюбуюсь” 🙂

Второе прозрение случилось тогда, когда я поняла, что поставила отдельно взятую технику и желание овладеть ею над вещью куда более ценной. Я спросила себя, а хочу ли я быть чистой воды акварелистом и делать карьеру на этом? Ответ был отрицательным. Оказалось, что удачная работа, в которой мне удавалось передавать задуманное и улавливать атмосферу, была той самой более ценной вещью, которую я незаслуженно, под влиянием моды отодвинула на задний план.

Ведь если посмотреть на акварельные работы Вилльяма Тёрнера, Джона Сингер Сарджента, Шишкина, Левитана, Цорна – у них у всех такая разная акварель! И все они использовали её как средство, а не как цель.

У Сарджента акварель (на изображениях ниже), как масло – густо намазанная, экспрессивная, часто с белилами.
Сарджент

Вот ещё пара его работ

Но бывает и так – детально, полюбовно, и всё равно живо.

У Тёрнера (изображения ниже) вообще часто и молнии белым мелком по акварели прорисованы, и белила есть (привет пуристам), и вообще акварель иногда смотрится маслом, заботливо и тщательно втёртым в грунт.

А вот Шишкин. И никаких жах-бах – всё очень размеренно, но в то же время живо.

В общем вывод такой, что акварель у меня созрела своя – спокойная, многослойная, ограниченной палитрой. Мне не жаль доработать её иногда карандашами и белилами, а то и тушью могу, если просится. Мне нужно, чтобы задумка выходила правильно. А чем и как – вещи весьма второстепенные. Возможно некоторое время спустя я ещё что-нибудь выясню для себя про акварель, но пока вот так.




СЕЙЧАС ЧИТАЮТ


Video: Такая разная осень

Акварель, она как серфинг)))
Такая разная акварель

Пейзаж по уроку Сергея Курбатова для марафона от @enterclass " Такая разная зима"
Такая разная акварель





Похожие статьи

Домашний пломбир. Вкус из детства. Самый вкусный и доступный рецепт
Не спешите выкидывать очистки Из них можно вырастить в домашних условиях любимые овощи. Для этого надо всего лишь немного воды, земли и терпения
Душевая кабина из плитки
Какого числа колядуют и щедруют в России Русские народные колядки на Рождество: тексты стихов и песен для детей и взрослых на русском языке
26 фотографий о том, как меняется мир вокруг нас
У Google есть информация о тебе. Узнай какая
Творческие книжные шкафы и полки с невероятным дизайном, которые заставят вас по-другому взглянуть на хранение книг
Расшифровка анализа крови: почему показатели не в норме
Пять болезней, от которых защищает кофе



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ


Популярное: